01.04.2015
«Точки роста» в Казани
25-26 марта в Казани в отеле «Биляр Палас» проходила региональная конференция «ФАРМРЫНОК-2015: ТОЧКИ РОСТА», организованная журналом «Фармацевтическое обозрение». Мероприятие прошло при спонсорской поддержке компаний «Оболенское», «Буарон», «Байер», «Алкон», «Силма», «Сотекс», «Валеант», «Фармаклон», «Аванта», «Арнебия».
День руководителя аптеки открыла Гульназ Сайфуллина, начальник отдела контроля обращения лекарственных средств и изделий медицинского назначения Управления Росздравнадзора по РТ. Она рассказала об итогах контрольно-надзорной деятельности ведомства, в частности о проведенных им в минувшем году 282 проверках учреждений здравоохранения, аптек и организаций дистанционной торговли ЛС и ИМН. По итогам проверок в республике было составлено 117 протоколов об административном правонарушении.
На основании постановления Правительства РФ от 27.09.2007 №612 «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом» были проверены интернет-аптеки и сайты, реализующие медизделия. В результате была изъята продукция с маркировкой на английском языке: Sildenafil, Тadalafil, Vardenafil. Основные нарушения в сфере дистанционной продажи медизделий: отсутствие поверки на контрольно-измерительное оборудование для проведения испытаний; отсутствие информации на русском языке; отсутствие технического обслуживания, предусмотренного эксплуатационной документацией. В республике ведется мониторинг ассортиментной и ценовой доступности ЖНВЛП, проведена серия прокурорских проверок.
Тенденциям рынка и инновациям в аптечном секторе посвятил свое выступление Игорь Лунев, генеральный директор компании «Юнико», издатель журнала «Фармацевтическое обозрение». Докладчик рассказал о новых мерах по регулированию фармрынка, изложенных в Распоряжении Правительства РФ от 27 января 2015 г. №98-р «Об утверждении плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году». В частности, п. 57 плана предполагает разовую индексацию цен на препараты в списке ЖНВЛП нижнесреднего ценового сегмента, а п.59 - введение ограничений на доступ иностранных товаров к госзакупкам при наличии 2-х и более аналогов из России, Беларуси и Казахстана (принцип, получивший название «третий лишний»). Были упомянуты и инициативы влиятельных чиновников: так, Сергей Калашников, председатель комитета Госдумы РФ по охране здоровья, высказался в пользу введения принудительного лицензирования для отдельных ЛП, Игорь Шувалов, первый вице-премьер РФ, считает необходимым разрешение параллельного импорта ЛП в Россию, а президент РФ Владимир Путин поручил правительству представить предложения по развитию сети государственных аптек. Если будет принято решение о создании сети госаптек, то такая сеть, по оценке RNC-Pharma, может занять до 7% российского рынка – больше, чем какая либо другая коммерческая сеть. Еще один крупный игрок на фармрынке может возникнуть в результате приобретения дистрибьютором «Р-фарм» компании «Сиа Интернейшнл», которое отодвинет компанию «Протек» в рейтинге фармдистрибьюторов со 2 на 3-е место.
Бизнес-консультант по эффективному управлению и организационному развитию, канд. фарм.наук Алла Каминская рассказала об инструментах категорийного менеджмента, которые необходимо использовать для формирования рационального ассортимента аптек. Согласно концепции категорийного менеджмента, весь ассортимент аптеки делится на группы товаров (категории), объединенные по их общим для потребителя свойствам. Объединяя с производителем усилия по продаже категории (бюджеты на продвижение, обучение специалистов, приоритетная выкладка), аптека может значительно увеличить объем продаж и рентабельность категории. Продажи в рамках товарных категорий необходимо сравнивать между собой по таким показателям, как количество проданных упаковок, выручка, % от общей выручки, прибыль, % от общей прибыли и др., и на основании полученного анализа расставлять приоритеты при управлении ассортиментом аптеки.
Опытом по организации системы допродаж в аптеках поделился Александр Тягунов, генеральный директор ООО «Биотехнология». По его словам, в процессе продаж первостольник чаще всего руководствуется своими личными предпочтениями, представлением о платежеспособности клиента, либо просто рекомендует то, что у него перед глазами. Поэтому аптеке необходимо стандартизировать продажи при помощи «карт допродаж», где прописан сценарий продажи. Технология создания карты такова. С помощью ABC-анализа выделяются товары-активаторы спроса в рамках терапевтических групп, по каждому из них создается список допродаж и подсказки для фармацевта. Далее необходимо обучить персонал и включить планы по допродажам в мотивацию сотрудников. В идеале данная система должна быть модулем в программе автоматизации аптеки, которую фармацевт видит на мониторе компьютера на своем рабочем месте за первым столом.
В завершение первого дня конференции участники посетили семинар «Инструменты максимизации аптечной прибыли», который провела Алла Каминская.
26 марта состоялся День первостольника, в рамках которого была проведена научно-практическая конференция «Школа первостольника». На мероприятии с докладами выступили работники здравоохранения, представители фармацевтичесх компаний. Шла речь о терапии астенических состояний, профилактике и лечении простудных заболеваний, повышении качества жизни больных диабетом и пациентов с синдромом сухого глаза, новинках гормональной контрацепции и др. Завершил программу тренинг-модерация Аллы Каминской «Математика аптечных продаж. Как специалист аптеки должен работать с формулами товарооборота и прибыли».
Cкачать презентации:Презентация А.Каминской, Презентация А.Тягунова, Презентация И.Лунева, Презентация представителя Росздравнадзора