13.04.2015
Точки роста рынка в условиях кризиса
8 апреля в конференц-зале отеля «Бородино» состоялась очередная бизнес-конференция журнала «Фармацевтическое обозрение» «Фармрынок-2014: точки роста». Мероприятие прошло при спонсорской поддержке компаний «Такеда», «Доктор Реддис», «Байер», «Буарон», «Фармаклон», «Штада», «Верофарм» и «Арнебия». Открывая конференцию, Игорь Лунев, генеральный директор компании «Юнико» и издатель журнала «Фармацевтическое обозрение», отметил, что сложная экономическая ситуация – это не повод опускать руки, а напротив, возможность открыть в своем бизнесе иные горизонты и вывести его на новый уровень.
С текущим состоянием и основными тенденциями фармацевтического рынка познакомил аудиторию директор по развитию аналитической компании «АРЭНСИ Фарма». По предварительным данным, за первый квартал 2015 года инфляция составила 10,2% на препараты, не входящие в список ЖНВЛП, и 8,6 – на средства из ЖНВЛП. Директор «АРЭНСИ Фарма» озвучил свой прогноз на 2015 год – от 30% до 40% на средства не-ЖНВЛП и 20% – на жизненно важные лекарственные препараты.
По словам Н. Беспалова, ключевыми регуляторными инициативами, которые будут иметь основное влияние на развитие рынка, являются запрет на работу после 23 часов предприятий, расположенных на первых этажах и в подвалах жилых зданий (для помещений, введенных в эксплуатацию после 1 июля 2015 года), предоставление преференций аптечным организациям в малочисленных или труднодоступных муниципальных образованиях, инициатива Минздрава о продаже в розничной аптечной сети лекарств в расчете на курс лечения, развитие государственной аптечной сети и разрешение продажи безрецептурных препаратов в супермаркетах.
Что касается расстановки сил на рынке аптечной розницы, то в 2014 году по-прежнему лидирует аптечная сеть «Ригла», однако в случае успешного завершения объявленной сделки по слиянию A.v.e Groupe (включая аптеки «36,6») с сетью «Старый лекарь», возможно, именно они станут лидерами рынка по итогам 2015 года.
По мнению Николая Беспалова, уникальность российского фармацевтического рынка в отсутствие гегемонии крупных игроков – в том, что в каждом регионе страны есть свои лидеры, и это дает возможность для эффективной конкуренции и развития даже небольшим аптечным сетям.
В заключение представитель «АРЭНСИ Фарма» озвучил прогноз прироста коммерческого фармрынка: по его словам, в 2015 году он может составить от 11% до 15%.
Дмитрий Павлюков, заместитель руководителя территориального органа Росздравнадзора по Москве и Московской области, представил аудитории итоги работы ведомства в 2014 году и планы на 2015-й. В прошедшем году Росздравнадзором на территории Москвы и Московской области было проведено 152 проверки в рамках государственного надзора в сфере обращения и контроля качества лекарственных средств, из них 105 ‒ внеплановые. В результате этого были выявлены нарушения законодательства 78 юридическими лицами.
Основными нарушениями, как и в предыдущие годы, являлись нарушение условий хранения ЛС (42%) и несоблюдение сроков годности (23%).
Докладчик рассказал, что на территории РФ Росздравнадзором в 2014 году выявлено и изъято из обращения пять серий трех торговых наименований фальсифицированных лекарственных препаратов и 40 серий 20 торговых наименований лекарственных средств, находившихся в обороте с нарушением законодательства Российской Федерации. Всего из обращения было изъято 2 332 911 упаковок недоброкачественных и фальсифицированных лекарственных средств.
Ведомство также не остается в стороне от потребителей в связи с ростом цен на лекарственные препараты: в конце прошлого года Росздравнадзором в рамках антикризисных мер организован еженедельный сбор оперативных данных по динамике цен наиболее востребованных лекарственных препаратов, как входящих, так и не входящих в перечень ЖНВЛП.
О процедурах слияния и поглощения на фармацевтическом рынке рассказал в своей презентации Гарик Тадевосян, председатель Ассоциации аптечного менеджмента и маркетинга. Практически в каждой истории развития крупной аптечной сети можно найти примеры различных сделок по слиянию и поглощению компаний, которые в значительной степени изменяли ситуацию на рынке. Самые крупные соглашения последних лет – это приобретение в 2013 году сетью «Доктор Столетов» петербургских «Озерков» и покупка A.v.e Group аптек «36,6» и активов финской компании Oriola.
В настоящее время во многих регионах доля рынка, принадлежащая аптечным сетям, зашкаливает за 90%. Гарик Тадевосян предположил, что такая плотная конкуренция, а также особенности текущего кризиса, который обязательно скажется на состоянии мелких аптечных сетей, неминуемо увеличат в 2015 году количество сделок по слиянию и поглощению.
С тремя богатырями сравнил основные бренды аптечных сетей компании A.v.e Group – «ГОРЗДРАВ», «36,6» и A.v.e – директор по стратегическому маркетингу этих сетей Дмитрий Орехов. Докладчик убежден, что близкое расположение аптечных точек может стать не столько угрозой, сколько возможностью для бизнеса: конкуренты могут подстраховать аптеку в случае отсутствия необходимого препарата, сохранив таким образом у клиента территориальное предпочтение. Конкуренция может быть не только ценовой, поэтому, по словам Д. Орехова, бренды компании A.v.e не являются конкурентами, предоставляя различные уровни сервиса в зависимости от потребительских ценностей покупателя. Главное – ясно понимать, какой формат аптеки привлекателен для каких покупателей, и затем грамотно провести маркетинговую работу в каждом из них.
Бизнес-консультант по эффективному управлению и организационному развитию, кандидат фармацевтических наук Алла Каминская рассказала аудитории, как в нынешней ситуации «экономической непогоды» развивать аптечную розницу, максимально задействовав внутренние ресурсы компании. По ее словам, у аптечного бизнеса есть еще немало возможностей: это консолидация, расширение аптечного ассортимента в различных направлениях, развитие концепции самолечения, качественное развитие с высокими стандартами ведения бизнеса и формирование устойчивых конкурентных преимуществ.
О рисках для аптек и производителей в отношении рекламы фармацевтической продукции рассказала Мария Борзова, руководитель проектов фармацевтического направления компании VEGAS LEX, приведя примеры из практики судов и федеральной антимонопольной службы. Докладчица рассказала о типичных ошибках, выявленных ФАС, которые совершают аптеки при проведении промоакций: это отсутствие сообщения о противопоказаниях к препарату в рекламных стендах и листовках, описание в адресованной неопределенному кругу лиц листовке препаратов, которые отпускаются по рецепту врача, отсутствие в рекламной листовке части существенной информации о препарате и т.д. М. Борзова также обратила внимание аудитории на «слова-индикаторы», использование которых в маркетинговых кампаниях аптек антимонопольная служба может счесть за недобросовестную рекламу: к ним относятся «аптека оптовых цен», «лекарства без наценки», «низкие цены на лекарства» и тому подобное.
В завершение конференции Алла Каминская в своем авторском семинаре рассказала аудитории об основах категорийного менеджмента в аптечной сети.
Cкачать презентации:Презентация А.Каминской, Презентация Г.Тедевосяна, Презентация Д.Орехова, Презентация Д.Павлюкова, Презентация М.Борзовой, Презентация Н.Беспалова.